Одетый в старое, но чистое, ветеран (на костыле и с сумкой через плечо) у входа в знаменитый Петровский базар продает свой орден Великой Отечественной Войны. Вынужден – для пропитания, возможно, понимает политическую подоплеку понятия о Второй Мировой, но сейчас в свои предмогильные дни не может и не хочет об этом думать.
«Сухие слезы» – такое название имеет в среде больных со злокачественными опухолями один из химиотерапевтических препаратов, который вместе с малигнизированными клетками убивает здоровые и, в частности, повреждает склеру. «Сухие слезы» – так можно назвать страдания, формирующие у людей старшего возраста с разной патологией подсознательное мироощущение «не страшно умереть, а страшно умирать». В этом контексте да будет славен хоспис, но в Украине он часто начинается с первого визита в поликлинику.
Мы умрем, и нас забудут. Эту жесточайшую правду высказал не Сократ, не Сенека, не Кьеркегор, а тринадцатилетняя Катя, родившаяся в уже несуществующей Припяти, когда угасала от лейкемии. Забывают даже наилучших из нас, и даже в том случае, если в памяти потомков остается имя, а творчество того, кто уже ушел, стает частью школьной программы (паревод на русский мой . – Авт). Забужко О.
Старение – закономерный процесс возрастных изменений организма, снижающий его адаптивные возможности и приводящий к старости. Смерть – прекращение жизнедеятельности организма, гибель его. Большой энциклопедический справочник
Старость – лета, годы, век, срок от рождения, увечье, неволя; от старости могила лечит. Старец – человек весьма старый, из стариков старик. В.И. Даль
В отличие от естественно-научных (природоведческих) подходов, гуманитарный аспект проблемы остается по преимуществу философам и вызывает скептицизм «природоведов». В качестве уникального интеллектуального пасьянса можно назвать, среди немногих, сплав социальных, биологических (естественно-научных) и гуманитарных проблем в творчестве Н.В. Гоголя (прежде всего в «Мертвых душах»). Название этого произведения, родившиеся в голове гениально-безумной (фронто-темпоральная деменция), имеет отдаленные отзвуки в сочинениях А. Шопенгауэра и Ф. Ницше. В предлагаемом уважаемым читателям материале не будем говорить об их «здоровье-нездоровье» и сопутствующих ему «хорошем» и «плохом» вкладе в совокупность человеческих знаний, называемую «наукой». Не является однозначно правильным или неправильным такое утверждение А. Шопенгауэра: «Всякая наука не случайно (т.е. не в силу современного (в определенный период. – Авт.) ее состояния, а по существу (т.е. всегда и вечно) является неудовлетворительной. Но философия покидает ее и переходит к искусствам. Тому, кто много рефлектирует, стоит большого труда обратиться к покойному созерцанию. Вопрос о состоянии до и после смерти – противоречивая попытка. Все системы истинны. С древнейших времен о человеке говорили как о микрокосмосе. Я перевернул это положение и показал, что мир – макроантропос. Философ здесь похож на скрипичного мастера больше, чем на ученого-ботаника». И если ботаник это явный природовед, то скрипичный мастер – гуманитарий (особенно, если речь идет о выдающихся представителях своего ремесла). Адекватна ли такая дискуссия в сообществе геронтологов (гериатров, медиков вообще)? Каждый может заявить о своей позиции, в частности о предпочтении «гуманитарщины», по крайней мере в условном наклонении. Анекдотично высказывание одного из корифеев, классифицировавшего науки на естественные (математика, физика, химия и др.) в отличие от «противоестественных» (гуманитарных). Это намного короче, чем у Шопенгауэра или Ницше, но категорично и поэтому дискуссионно. То обстоятельство, что теория вероятностей и прикладная матстатистика давно применяются при изучении гуманитарных проблем, в частности, в языковедении (Э. Сепир, 1934; В.П. Войтенко, 2014) не свидетельствует об отсутствии методического рубежа между «скрипачами» и «ботаниками», особенно в том случае, когда спонтанная (врожденная) или приобретенная (житейская или профессиональная) психологическая установка исследователя интуитивно определяет его выбор или просто игнорирование проблемы. Пифагор посредством математических выкладок и определенных числовых соотношений изучал гармонию космоса, структура которого мыслилась и в гуманитарном отношении как кодекс культовых запретов («пифагорейский образ жизни») и даже «переселение душ» (метемпсихоз). Наипростейшая для сегодняшнего разумения теорема Пифагора (сумма квадратов катетов равна квадрату гипотенузы, в элегантном варианте 3∙3+4∙4=5∙5) позволяла рисовать на грунте идеальные прямые углы, неизбежно необходимые при строительстве архитектурных шедевров древнего мира, «гуманитарность» которых очевидна.
Шопенгауэр мимо пифагоризма равнодушно не скользнул, но в своем стиле: все достойны, Пифагор не менее других, но все не абсолютны и немного смешны. Из философов такого калибра великий немецкий скептик не упомянул лишь Диогена Синопского, аскета и космополита; по преданию, жил в бочке, но – главное – с фонарем в руках искал человека (или, скорее, Человека, олицетворявшего бы абсолютность гуманитарных потенций Гомо сапиенс). Диоген прожил 75 лет (ок. 400 – ок. 325 до н.э.), но трудно сказать, в какой мере испытал на себе дефицит гуманности, подобный тому, с каким общество и государство в некоторые эпохи (с нынешней включительно) пытается удрать от стариков. «Пенсия» переводится с латыни как «платеж», но – рыская по всем доступным словарям – автору этих строк не удалось найти указания времени и места, на которые приходятся целевые выплаты пожилым людям и/или инвалидам. Не знают этого и в ГУ «Институт геронтологии». Исключение – хрущевские колхозы, но в этом случае речь едва ли идет о гуманизме. Вероятнее всего, следует говорить о древнем Риме и раздаче претендентами на наивысшие должности собственных денег, а также хлеба и зрелищ, несостоятельному населению.
Несколько вопросов о гуманитарной установке старых людей.
1. Как они оценивают себя? 2. Как они оценивают своих ровесников? 3. Как они оценивают людей молодого и зрелого возраста, имеющих серьезные заболевания? 4. Как они оценивают людей молодого и зрелого возраста, не испытавших и не испытующих патологии, по тяжести превышающей простуду?
Вероятно, имеет место огромный межиндивидуальный разброс ответов на вопросы, заданные по методикам социологического исследования. Вероятно, имеют место половые различия установок. Почти наверное можно говорить о различиях в богатых и бедных странах (Украина vs Европа или США).
Имеет ли смысл обширное транскультурное исследование гуманитарной проблемы в геронтологии (и его калейдоскопические результаты) с «заездами» и «выездами» в мировоззренческие пассажи очень разных людей «чти отца своего и матерь свою», – этого мало? Да, мало, ибо – не чтут; речь не об отдельных людях, а феномене старения и старости. При этом резко контрастны, например, Украина в сравнении с Западной Европой и США. Бедность так же антигуманна как сама старость: у кольца нет конца, и эта зацикленность есть сущность проблемы: «подобное» лечится только «подобным» только в гомеопатии.
В романе «философский камень» писательницы (ставшей классиком французской литературы XX ст.) Маргерит Юрсенар читаем о пребывании каждого человека во временных координатах «Уже было» и «Еще есть», в которых император Адриан и алхимик Зенон ищут свою отдельную нишу. Если Адриан извлекал мудрость для восприятия жизни такой, какой она есть, из своего счастья, то Зенону приходилось извлекать ее из своих бедствий. Отсюда – «алхимическая» темная тень на его деятельности хирурга. Как честно свидетельствует герой, он «отправлял на тот свет некоторых пациентов, допуская излишнюю смелость, хотя приобретенный при этом опыт помогал ему спасать других людей». Он по мере сил старался управлять «движениями своего мозга, но делал это осторожно». Его собственный пульс не повиновался приказам, посылаемым мозгом.. Его кишки – алхимики более искусные, чем он сам – трансмутировали мясо и овощи в живую материю его тела. Оно, богатое открытым могуществом, обладало множеством изъянов. Достигший рубежа пятидесяти с лишком лет, он понял, что стареет, стал смотреть назад и увидел там честолюбие и сластолюбие. Unus ego et multi in me – я один, и много во мне. Все оборачивалось чем-то иным. За загниванием мысли, отмиранием инстинктов, распадом форм, непереносимом для мысли, непременно последует смерть…
Вернемся к нашим реалиям. Возрастающая продолжительность жизни населения развитых стран, сопровождающаяся снижением рождаемости, приводит к демографическому старению населения. Следствием этого является снижение численности тех, кто работает, при нарастании числа «едоков». Этот дисбаланс является одной из наиболее острых социальных проблем в экономически развитых странах. Эта ситуация имеет место и в Украине; нашей спецификой является сверхсмертность мужчин молодого и среднего возраста, связанная с далеким от идеала образом жизни, производственным и бытовым травматизмом, в последнее время – с боевыми действиями на востоке и юге страны.
Австрия: социальное страхование предусматривает законодательные гарантии базового стандарта жизни, а также медицинские услуги 6 категориям граждан, в том числе – инвалидам и людям пожилого возраста (по понятным причинам эти категории часто перекрываются). Некоторые медицинские услуги и медсестринские услуги, оказываемые на дому у пациента (в т.ч. уход за тяжелобольными, среди которых не менее половины составляют люди пожилого возраста), также покрываются социальной страховкой.
Япония: согласно закону о благосостоянии, лица старше 60 лет имеют право на ежегодное медицинское освидетельствование. Им предоставляются бесплатные разовые консультации по вызову и оказывается бесплатная сестринская помощь на дому; лицам старше 70 лет предоставляется бесплатное лечение.
Каждый из двух вариантов (или их гибрид) может стать идеальным образцом гериатрической составляющей здравоохранения. Украина имеет опыт и кадры для внесения собственных модификаций в зарубежные стандарты, когда для этого придет пора. Потенциал гериатрической службы лимитируют не наши знания и умения, а наши возможности.
Координатором международного научного сотрудничества в геронтологии и гериатрии в мировом и региональном масштабах является организованная в 1950 г. в Льеже (Бельгия) Международная ассоциация геронтологии (МАГ), впоследствии переименованная в Международную ассоциацию геронтологии и гериатрии (МАГГ). Она является основой международных научных исследований и объединяет более 50 тыс. геронтологов из разных стран мира. Ассоциация состоит из пяти региональных отделений (Европы, Северной Америки, Латинской Америки, Азиатско-Тихоокеанского региона и Африки). МАГГ считает основными целями содействие исследованиям в различных областях геронтологии и подготовке кадров, международным связям национальных обществ, организации международных конгрессов по геронтологии.
Литература
Большой энциклопедический словарь (БЭС) Изд. «Большая Росийская энциклопедия», Санкт-Петербург, изд. «Норинт», 1998, – 1456 с.
Войтенко В.П. Алгебра монія в поезії Т.Г. Шевченка. К.: 2014. «Фенікс», – 88 с.
Даль В.И.. Толковый словарь живого великорусского языка, т. IV (переиздание) М.: Изд. Рус. Яз. – 2000, т.4. – 779 с.
Забужко О. З мапи книг і людей. Кам’янець-Подільський, «Meridian Chernowitz», 2012, «Рута», – 376 с.
Сепир Э.. Язык. М.-Л. Язык. – 134 с.
Шопенгауэр А. Об интересном. М.: Олимп, 1997, – 432 с.
Июль, 2015
|